Копирайтинг и конфликты
Автор: NomadUA
Сегодня мне хотелось бы рассмотреть такой неоднозначный вопрос, как конфликты с заказчиками. Причины, по которым у копирайтера могут возникнуть споры и непонимание с работодателем, легко структурировать и их можно свести к совсем небольшому списку. Вот его подробным изучением мы и займемся сегодня. На собственном примере я покажу, какие проблемы ожидают копирайтера и предложу методы их решения, которые использую сам.
Прежде, чем мы приступим к подробному анализу возникающих конфликтов, хотелось бы заметить, что практически всегда заказчик и копирайтер - это тандем, эдакий Инь и Ян. Мы стремимся к одной цели - получить "на выходе" качественный текст, удовлетворяющий и одну сторону, и вторую. Только мнение, что же такое "хороший текст" у нас иногда, к сожалению, разное.
Итак, наиболее частые проблемы копирайтинга:
1) Несоответствие написанного текста брифу (он же ТЗ, он же - техническое задание).
2) Отказ заказчика от оплаты текста.
3) Невыполнение копирайтером взятых на себя обязательств.
1. Лично у меня такое редко, но бывало. Даже несмотря на составленный мной перечень необходимой информации в ТЗ и то, что я его постоянно даю читать заказчикам, никак не влияет на то, что мне обычно дают в качестве брифа. Самый распространенный вариант ТЗ - название, объем текста, количество ключей. Про то, чтобы получить ссылку, где будет лежать текст, ЦА, направленность текста (реклама, информационка и т.д.) приходится напоминать в большинстве случаев дополнительно. Но гарантии, что я это увижу - нет никакой.
В результате текст, написанный по такому ТЗ не может удовлетворять всех заказчиков - при проверке вспоминается, что он хотел "такой же, но с перламутровыми пуговицами". Или, после прочтения моего текста у него появились новые идеи, воплощение которых безусловно украсит текст.
Чаще всего можно обойтись "косметическими" поправками, которые я и произвожу. если заказчик постоянный - я обязательно повозмущаюсь - куда ж без этого - психологическая разрядка ведь нужна.
Я понимаю, что не всегда можно все предусмотреть, давая ТЗ и не вижу причин отказаться слегка подправить текст. Знаю, что коллеги-копирайтеры иногда даже переписывали текст целиком по требованию заказчика. Так что копирайтеру, к этому моменту, следует быть готовым - поправки мы делать должны, даже если и вина не наша.

2. Если причиной отказа в оплате служит проблема, описанная выше, то проще всего привести текст в соответствие с требованиями заказчика, а уже после получения оплаты, решать - будете ли вы работать с ним впредь, или же такой капризный работодатель вас не устраивает. В любом случае, проще довести уже начатую работу до ума и получить свои "кровные". Гораздо сложнее, если вы написали текст, а заказчик не оплатил и не выходит на связь - от таких случаев следует страховаться, как это делать я рассматривал в статье "безопасный копирайтинг".
Если же вы оказались столь беспечны, как я (один из последних заказчиков мне так и должен 12$), то выбор у вас небольшой. Если есть координаты заказчика, можно его попытаться достать в реальности. В противном случае, кроме негативного отзыва на бирже (если заказ был оттуда), вы вряд ли чем поможете себе. Безопасность ваших оплат - только в ваших руках.

3. В эту категорию попадают все случаи, когда вина целиком и полностью лежит на копирайтере - не написанный вовремя текст, текст не соответствующий ТЗ по вине копирайтера (низкая грамотность, неправильная тематика, срыв сроков). Ситуаций может быть много, и рецепт мой будет похож на первый - "кто платит, тот и заказывает музыку".
Если виноват - нужно приложить максимум усилий для скорейшего и качественного исправления своих ошибок. В большинстве случаев, заказчики дают сроки несколько укороченные, страхуясь таким образом от форсмажора со стороны копирайтера и исправить свои ошибки возможность у нас есть.
Если вас не радуют все эти проблемы, которые могут подстерегать фрилансера, то может стоит поискать более спокойную работу в оффлайне? Например, бесплатная доска объявлений Севастополь может предложить вам немало хороших вакансий. К тому же, есть возможность не только искать подходящую для вас, среди уже размещенных объявлений, но и разместить свое объявление, для более эффективного результата.

Комментариев: 7
Пыталась работать не фрилансе-не слюбилось
ну очень трудно там пробиться…
Конкуренция огромная и как я заметила – предпочитают работать со старожилами, а новички остаются не у дел…
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 11th, 2010 at 13:37
А вы сделайте, как я – регистрируйтесь, а потом придете через полгода – уже старожил.
Хотя я там тоже редко бываю сейчас. Конкуренция – большая, но там и тексты дороже. Не сравнить же с негробиржей Адвего.
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 11th, 2010 at 18:35
Я год назад там была- а может стоит последовать вашему совету?! Пойду-ка гляну свой аккаунт
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 11th, 2010 at 18:59
Год уже?
Конечно, стоит – пополните портфолио и вперед за новыми заказчиками
[Ответить на комментарий]
11:09
Бог мой, какое счастье, что я уже давно не копирайтер, а заказчик
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 11th, 2010 at 16:59
Хмммм, а ты жадный заказчик?
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 11th, 2010 at 17:07
Очччччень жадный
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 11th, 2010 at 17:25
Тогда я не буду у тебя про работу спрашивать – жадин не люблю почти так же, как и кидал
[Ответить на комментарий]
15:39
вот не зря же так распространено понятие «постоянный партнер» – т.е. проверенный. Похоже, надо таковых ценить!
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 11th, 2010 at 19:50
Постоянный – это всегда хорошо, все фрилансеры стремятся к постоянному сотрудничеству- очень много проблем уходит- и оплаты, и работа всегда есть – очень удобно. Хотя и несколько нарушает идею самого фриланса
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 19th, 2010 at 18:23
дык за идею надо бороться с зубами на полке… Иначе нужно обрастать связями
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 19th, 2010 at 19:06
Я пытаюсь и так и этак работать
Постоянные – дают стабильность, а случайные – поддерживают идею
[Ответить на комментарий]
18:04
Постоянство всегда хорошо, особенно когда немного его разбавляешь чем-то еще
чтобы от однообразия не умереть
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 12th, 2010 at 17:09
именно поэтому я сейчас и занимаюсь еще и сайтами, кроме писательства. Вот и новые заказчики появляются.
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 12th, 2010 at 17:32
фартит
я вообще всем занимаюсь
)))) вот всё не знаю как ограничить круг)))))))
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 12th, 2010 at 19:04
Наоборот-расширяй
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 12th, 2010 at 21:00
куда шире? вот сео немного решил покумекать)
получается всего по чуть-чуть:
1. верстка
2. настройка установка скриптов
3. администрирование
4. менеджмент …
5. суппорт
6. суппорт на оффлайне
…
эмм.. что еще там..)
ну вот сео ща еще %)
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 12th, 2010 at 21:30
Ну вот
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 12th, 2010 at 21:33
Чего вот
а еще жена есть у меня
)))
[Ответить на комментарий]
16:52
Не, я поняла по писанина точно не для меня. Осваиваю фотографию.
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 13th, 2010 at 09:13
Готовишься атаковать фотостоки?
[Ответить на комментарий]
07:58
Я пока не пробовал писать на заказ, но пользовался услугами. Пока вроде все хорошо, но спасибо за статью и ТЗ, пригодится.
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 14th, 2010 at 07:45
[Ответить на комментарий]
18:54
А у меня недавно был полезный опыт. Связался с одним человеком на свою голову, по художественной редактуре рассказа. Так ладно бы дело текстом обошлось. То ты ему диалоги пропиши, то синопсис, то еще что. А попытка объяснить, что в идеале этим должен заниматься сам автор ни к чему не привела. К тому моменту, как я ушел, над рассказом трудились вразнобой еще трое человек.
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 15th, 2010 at 09:42
[Ответить на комментарий]
Ответил:
Июль 15th, 2010 at 09:58
Нет, ТЗ, как такового я так и не добился. Мы сошлись на том, что я помогу немного с доработкой идеи, а деньги мне будут перечислены непосредственно за корректуру, когда я ее сделаю (т.е, обработаю уже готовый рассказ). Там было что править, поверьте
. Из первой же странички вышла треть странички.
А потом просто я увидел, что все эти доработки, диалоги и прочее так никогда и не закончатся, потому что автор рассказ написал, но он сырой. Дописывать он его не хочет, а хочет, чтобы за него дописали.
Короче, денег я не получил. Теперь буду железно стоять на ТЗ.
[Ответить на комментарий]
NomadUA Ответил:
Июль 15th, 2010 at 11:00
При работе с новым заказчиком я вообще стараюсь получить максимальную информацию, помимо ТЗ – «новая метла метет по-новому». Каждый человек видит все по-своему, а каждый заказчик – вдвойне. За все время моей работы копирайтером я получил 1 (!!!!) раз полное ТЗ сразу и без просьб. В остальных случаях приходится задавать наводящие вопросы и уточнять моменты. В принципе это, наверное, нормально – не всегда и заказчик видит мысленно конечный результат, удовлетворяющий его полностью.
[Ответить на комментарий]
06:53
Один трекбек